Зольность моторного масла является ключевым параметром, определяющим содержание в нём сульфатной золы, фосфора и серы. Эти компоненты влияют на работу и долговечность двигателя, особенно тех, которые оснащены современными системами снижения токсичности выхлопных газов, такими как каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры.
Моторные масла подразделяются на три категории зольности:
– **Low SAPS** (низкозольные): подходят для двигателей с высокоэффективными системами очистки выхлопных газов.
– **Mid SAPS** (среднезольные): обеспечивают баланс между эффективностью очистки и защитой двигателя.
– **Full SAPS** (полнозольные): применяются в основном в старых двигателях без современных систем очистки.
Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей (ACEA) ввела следующие обозначения:
– **Low SAPS**: С1 (отменен в 2021 году), С4
– **Mid SAPS**: С2, С3, С5, С6
– **Full SAPS**: A для бензиновых, B для дизельных двигателей
Использование масла с высокой зольностью в современных двигателях может привести к значительным проблемам. Основные из них включают:
1. Засорение сажевого фильтра. Зола, образующаяся при сгорании масла, не выгорает полностью и накапливается в сажевом фильтре, что приводит к его засорению. В результате увеличивается противодавление, сокращается ресурс фильтра и эффективность его работы.
2. Отложения на впускных клапанах. В двигателях с непосредственным впрыском топлива отложения образуются быстрее, поскольку топливо подаётся непосредственно в цилиндр, а масло на стержне впускного клапана не смывается. Это приводит к коксованию масла и накоплению отложений, что снижает проходное сечение впускного канала и ухудшает наполнение цилиндров воздухом.
Зольность масла имеет прямое влияние на срок службы двигателя и его компонентов. Например, использование полнозольного масла вместо малозольного может теоретически сократить ресурс сажевого фильтра в три раза. Также увеличивается риск образования нагара на впускных клапанах, что ухудшает работу двигателя и может привести к дорогостоящим ремонтам.
Выбор правильного масла, соответствующего требованиям производителя двигателя, критически важен для поддержания его работоспособности и долговечности. Экономия на масле может привести к значительным затратам на ремонт и обслуживание. Понимание классификаций и характеристик моторных масел поможет избежать многих проблем и сохранить двигатель в хорошем состоянии на долгие годы.