Этот вопрос вызывает столько же споров, как «греть ли двигатель» или «выбирать шипованные шины или липучки». Интернет полон советов, но большинство из них расплывчаты и неопределенны. Промывать двигатель или нет? Ответы часто звучат как: «Да, промывать нужно, но…», «Нет, промывать не нужно, но…». Конкретных рекомендаций мало, ведь это большая ответственность, ведь двигатель — агрегат дорогой.
Моторное масло в процессе эксплуатации неизбежно загрязняется. В него попадают продукты износа двигателя, а также посторонние частицы извне — идеальных воздушных фильтров не бывает. Масло также подвергается глубокому окислению, что приводит к образованию нерастворимых соединений. Однако современные масла содержат присадки, которые помогают поддерживать чистоту двигателя.
Современные моторные масла оснащены эффективными присадками, которые выполняют важные функции:
Дисперсанты удерживают загрязнения в мелкодисперсном состоянии. Это предотвращает забивание сетки маслоприемника и образование отложений в картере. Дисперсанты также способствуют измельчению частиц, что позволяет масляному насосу циркулировать загрязнения практически бесконечно.
Детергенты предотвращают образование нагара и лаковых отложений на нагретых участках деталей, таких как верхняя часть поршня и поршневые канавки. Масло обычно содержит комбинацию детергентов, которые эффективно работают вместе, дополняя друг друга.
Быстрое потемнение масла после замены — это хороший признак, свидетельствующий о том, что дисперсанты и детергенты выполняют свою работу. Если масло долго остается светлым, это может означать, что внутренности двигателя покрываются отложениями, а масло не выполняет свою очистительную функцию.
Если вы используете высококачественное масло от известного производителя и регулярно меняете его в соответствии с рекомендациями производителя, промывка двигателя не потребуется. Современные масла содержат все необходимые присадки для поддержания чистоты двигателя.
Есть ситуации, когда промывка обязательна:
– Пробило прокладку ГБЦ, и в масло попал антифриз. Этиленгликоль, содержащийся в антифризе, способствует коагуляции загрязнений, что может забить сетку маслоприемника и повредить присадки. В такой ситуации эксплуатацию двигателя нужно немедленно прекратить и провести промывку.
– Использование низкокачественного масла. Если вы случайно залили суррогатное масло и заметили ухудшение работы двигателя, лучше не рисковать и провести промывку.
Для промывки двигателя можно использовать специальные промывочные масла, которые содержат сильные моющие и диспергирующие компоненты. Процедура выглядит следующим образом:
1. Слейте старое масло.
2. Залейте промывочное масло в теплый двигатель.
3. Дайте двигателю поработать на холостом ходу 15-20 минут.
4. Слейте промывочное масло и замените масляный фильтр.
Промывочные масла содержат очень сильные моющие и диспергирующие ингредиенты, но не имеют антикоррозионных и противоизносных присадок. Вместо промывочного масла можно использовать свежее качественное масло, немного поездить на нем и затем снова заменить.
Если вы купили подержанный автомобиль, рекомендуется провести промывку двигателя. Неизвестно, какое масло использовал предыдущий владелец, и сколько отложений могло накопиться внутри. Промывку таких двигателей лучше проводить поэтапно:
1. Залейте свежее товарное масло, проедьте половину срока до замены и снова замените масло.
2. Повторите процедуру.
3. Затем примените промывочное масло.
Это поможет постепенно удалить застарелые отложения и обеспечить чистоту двигателя.
Лучше предотвратить проблемы с маслом, чем потом бороться с их последствиями. Используйте качественное масло, регулярно меняйте его и следите за состоянием двигателя. В этом случае промывка не понадобится никогда, и ваш двигатель будет работать долго и надежно.